» Новые клипы » Ленинград – Отпускная

Ленинград – Отпускная

Застой – самое счастливое время для миллионов граждан нашей страны, как показывают соц опросы. 

Время, когда энтропия на несколько секунд замедляется, когда китайское проклятие про жизнь в эпоху перемен перестает действовать и серая действительность, застывшее на закате дня в зените солнце вдруг создают иллюзию того самого покинутого рая, золотого века. 

Застой более всего похож на отпуск жены, когда скандалы и примирения, пиление мозгов и взаимное доминирование вдруг прекращаются, можно отдышаться, передохнуть, заскучать, можно почувствовать себя холостяком, поиграть в это. Взглянуть на сонный, застывший летний город – город кассирш, продавщиц, сонных алкашей. 

Ева, протянувшая запретный плод, уезжает в отпуск и в клетке вечной любви, на которую мы себя обрекаем, наступает вдруг временный симулякр свободы. Увольнительная. 

Чувствительный к советским общественным настроениям режиссер Марлен Хуциев, снявший главные фильмы об оттепели – “Мне 20 лет” и “Июльский дождь” снял именно о застое свой самый странный фильм – “Послесловие”. В нем ничего не происходит, у главного героя, в исполнение Мягкова уезжает в отпуск жена, приезжает тесть, Мягков ходит по квартире, смотрит на лето с балкона, теряет тестя, который в гулянках вспоминает молодость. Впрочем вспоминает ее за кадром, а в кадре – Мягков, синие троллейбусы, квартира с работающим телевизором, отключение света, летняя гроза.

Потом тесть находится, но главное – это застывший город. Город, в котором нет происшествий и жителей, только дома, закаты, ночной свет в окнах. Город, в котором нет жены – она в отпуске.  Именно так и выглядит свобода, как потерянный рай, в котором Господь еще не создал Евы, и нет еще бурь и бренности бытия – только солнце и пустота Эдемского Сада. Отправляя жену в отпуск, мы вновь ощущаем это. 

Мы не можем сформулировать свое отношение к этой клетке любви, к обреченности на человеческое дуальное существование – и отчаянное “Зае..” превращается в ласковое “Заинька” 

Ибо, стремясь к свободе, мы естественным образом каждый раз бежим от нее.  И если смысл Бытия в любви – значит это и есть самая главная несвобода. А в мир до любви человек может только играть. 

И он играет в него. Обзвонившись жене, сидит на балконе и смотрит на летний город.  По городу идут соседки и продавщицы.  И достаточно того, что они просто идут.